среда, 4 октября 2017 г.


Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика
Свистящие звуки («с», «з», «ц»)
Для губ:
1. «Улыбка». Сильное растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.
2.«Заборчик». Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы, произнося про себя звук «И».

    Для языка:
1.     «Лопатка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
2.     Чередование широкого и узкого языка.
3.  «Чищу зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
4. «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
5.     «Язык – силач». Широкий кончик языка упирается с силой в нижние зубы.
6.  «Качели». Широкий кончик зыка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы. Широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу. Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же – за нижние зубы.
7.     Подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посередине языка;
8.     «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, загоняя его между двумя кубиками, щеки не надувать.
9.  «Фокус». Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа, ватка должна лететь вверх.


Артикуляционная гимнастика
Шипящие звуки («ш», «ж», «щ», «ч»)

Для губ
1.«Улыбка»; сильное растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.
2.   «Трубочка»; вытягивание несомкнутых губ вперед, зубы сомкнуты.
3. «Бублик». Губы округлить (шепотом произнеся звук «О») и немного вытянуть вперед; упражнение делается без напряжения, одними губами, рот приоткрыт, нижняя челюсть не выдвигается вперед.
4. «Рупор». Сложить ладони рупором и произносить звук «О» с разной интонацией.

   Для языка
1. «Вкусное варенье»; облизывать верхнюю губу широким языком в направлении  сверху вниз.
2.    «Чашечка». Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
3.     «Грибок». Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Широко открыть рот.
4.   «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, язык с большой силой присосать к небу. Не отрывая язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Каждый раз рот открывать все шире, дольше удерживать язык в верхнем положении.
5.     «Погреем руки».

Артикуляционная гимнастика
Звуки «л», «ль»

Для губ
1.     Чередование: «Улыбка» - «Трубочка».
2.     Опустить нижнюю губу – поднять ее.

Для языка
1.     «Лопатка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
2.     «Накажем непослушный язык».
3.     «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
4.     «Чищу зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
5.     «Иголочка». Высунуть далеко вперед язык, напрягая его мышцы, делая его узким. Удерживать иголочку, считая до 5. Если не получается узкий язык, предлагает дотянуться до конфетки, просунуть язык между вытянутыми губами.
6.     «Быстрая змейка». Быстрые движения узким языком вперед изо рта, затем обратно в рот; из стороны в сторону; вправо-влево по верхним альвеолам.
7.     «Индюшата». Приоткрыть рот; положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад; медленно поглаживать губу, стараясь не отрывать от нее языка; быстрее поглаживать губу языком и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл-бл».
8.     «Маятник» или «Часики». Быстрое движение узким языком вправо-влево.
9.     Узким языком посчитать зубы.
10.  Надавливание языком на правую, левую щеку.


Артикуляционная гимнастика
Звуки «р», «рь»

Для губ
(В случае губно-губного произношения)
1.     Чередование «Улыбка» - «Трубочка»
2.     Опустить нижнюю губу, поднять ее.

      Для языка
1.     «Лопатка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу на 5-10 секунд.
2.  «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу широким языком в направлении сверху вниз.
3.  «Чищу зубы». Почистить кончиком языка сначала нижние, затем верхние зубы.
4. «Качели».  Широкий кончик зыка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы.  Широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу. Широкий кончик языка – за верхние зубы, то же – за нижние зубы.
5. «Грибок». Улыбнуться, обнажить зубы, широкий плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Широко открыть рот.
6.    «Болтушка». Кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой.
7.   «Лошадка». Улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкать кончиком языка. Нижняя челюсть и губы неподвижны.
8. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугорочкам. Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по небу вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, язык не высовывается изо рта.
9.  «Ступеньки». Приоткрыть рот. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы – это вторая ступенька; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам – это третья ступенька. Попрыгать языком на третьей ступеньке: д-д-д.
10.  «Балалайка». В момент произнесения звука «Д» или «Ж» чистым пальцем или соской, натянутой на палец, под кончиком языка производятся частые движения вправо влево. Возникает механическая вибрация языка.
11.   Сдувать кусочки тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами.
12.   «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, язык с большой силой присосать к небу. Не отрывая язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Каждый раз рот открывать все шире, дольше удерживать язык в верхнем положении.
13. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук «Д». Делать удары медленно, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
14. «Барабанщик». Цель и методика полностью совпадают с упражнением «Дятел», меняется только игровая ситуация. Важно соблюдать ритм барабанного боя, предложенный взрослыми или выбранный самим ребенком.






Комментариев нет:

Отправить комментарий